Учебник соответствует базовому уровню Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии и рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Учебник адресован учащимся 10—11 классов общеобразовательных учреждений и завершает линию Н.И. Сонина. Однако особенности изложения материала позволяют использовать его на завершающем этапе изучения биологии после учебников всех существующих линий.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Как работать с учебником 3
Введение . 4
Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания 6
1.1. Краткая история развития биологии 8
1.2. Сущность жизни и свойства живого 11
1.3. Уровни организации живой материи. Методы биологии 15
Глава 2. Клетка 22
2.1. История изучения клетки. Клеточная теория 24
2.2. Химический состав клетки 28
2.3. Неорганические вещества клетки 33
2.4. Органические вещества. Общая характеристика. Липиды 37
2.5. Органические вещества. Углеводы. Белки 41
2.6. Органические вещества. Нуклеиновые кислоты 47
2.7. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды 53
2.8. Клеточное ядро. Хромосомы 63
2.9. Прокариотическая клетка 68
2.10. Реализация наследственной информации в клетке 73
2.11. Неклеточная форма жизни: вирусы 79
Глава 3. Организм 88
3.1. Организм — единое целое. Многообразие организмов 90
3.2. Обмен веществ и превращение энергии. Энергетический обмен . . 93
3.3. Пластический обмен. Фотосинтез 98
3.4. Деление клетки. Митоз 102
3.5. Размножение: бесполое и половое 108
3.6. Образование половых клеток. Мейоз 113
3.7. Оплодотворение 120
3.8. Индивидуальное развитие организмов 124
3.9. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье 130
3.10. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики 136
3.11. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание 140
3.12. Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание 146
3.13. Хромосомная теория наследственности 150
3.14. Современные представления о гене и геноме 154
3.15. Генетика пола 158
3.16. Изменчивость: наследственная и ненаследственная 164
3.17. Генетика и здоровье человека 170
3.18. Селекция: основные методы и достижения I 70
3.19. Биотехнология: достижения и перспективы развития IMJI
Глава 4. Вид , I94
4.1. Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Лимит . 100
4.2. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка И01
4.3. Предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина 201>
4.4. Эволюционная теория Чарльза Дарвина 200
4.5. Вид: критерии и структура 217
4.6. Популяция как структурная единица вида
4.7. Популяция как единица эволюции
4.8. Факторы эволюции 224
4.9. Естественный отбор — главная движущая сила эволюции 232
4.10. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора 234
4.11. Видообразование как результат эволюции 247
4.12. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы
4.13. Доказательства эволюции органического мира 254
4.14. Развитие представлений о происхождении жизн