ТОМ 1.
Задачник-практикум входит в состав учебно-методических комплектов «Информатика и ИКТ» для 8-9 и 10-11 классов. В практикум включены разноуровневые задания, которые подобраны в соответствии с темами основного курса информатики и ИКТ (8-9 классы) и курса для старшей школы (базовый уровень).
Том 1.
Введение 5
Раздел 1. Представление информации 7
1.1. Информация и языки 7
1.2. Кодирование информации 10
1.3. Измерение информации 15
1.4. Количество информации и вероятность 23
1.5. Представление числовой информации 28
1.5.1. Системы счисления 28
1.5.2. Перевод десятичных чисел в другие системы счисления . . 33
1.5.3. Системы счисления, используемые в компьютере (с основанием 2п) 36
1.5.4. Арифметика в позиционных системах счисления 40
1.6. Логическая информация и основы логики 44
1.6.1. Высказывания 44
1.6.2. Логические величины, операции, выражения 46
1.6.3. Логические схемы и логические выражения 50
1.6.4. Импликация и эквивалентность 54
1.6.5. Преобразование логических выражений 56
Раздел 2. Информационные модели: системы и структуры данных 61
2.1. Введение в системологию 61
2.1.1. Понятие «система»; системный эффект 61
2.1.2. Среда. Вход и выход системы. «Черный ящик» 63
2.1.3. Состав и структура системы. Информационная модель ... 67
2.1.4. Систематизация 72
2.2. Информационные модели на графах 79
2.2.1. Основные понятия: теоретическое введение 79
2.2.2. Классификация и наследование 88
2.2.3. Блок-схемы 94
2.3. Табличные информационные модели 97
2.3.1. Основные понятия 97
2.3.2. Таблицы типа «объекты—свойства» 102
2.3.3. Таблицы типа «объекты—объекты» 105
2.3.4. Более сложные типы таблиц 109
2.3.5. Вычислительные таблицы 118
Раздел 3. Компьютерная информация и архитектура ЭВМ 128
3.1. Представление информации в компьютере 128
3.1.1. Структура внутренней памяти 128
3.1.2. Структура дисков; файлы и каталоги 130
3.1.3. Представление символьной информации 135
3.1.4. Представление числовой информации 139
3.1.4.1. Целые числа 139
Работа № 1 141
3.1.4.2. Вещественные числа 142
Работа № 2 146
3.1.5. Представление графической информации 147
3.1.5.1. Растровое представление 147
3.1.5.2. Векторное представление 154
3.1.6. Звук в памяти компьютера 160
3.2. Архитектура ЭВМ (на моделях учебных компьютеров) 163
3.2.1. Формат машинной команды 164
3.2.2. Язык машинных команд 167
3.2.3. Машинно-ориентированные языки (Автокод — Ассемблер) 177
Раздел 4. Алгоритмизация и программирование 183
4.1. Алгоритм и его свойства 183
4.2. Алгоритмы управления учебными исполнителями .... 185
4.2.1. Машина Поста 185
4.2.2. «Умный мячик» 190
4.2.3. Графический исполнитель (ГРИС) 196
4.2.4. ЛОГО — Черепашка 200
4.3. Алгоритмы работы с величинами 209
4.4. Программирование на языках высокого уровня 218
4.4.1. Программирование линейных алгоритмов 218
4.4.2. Программирование ветвящихся алгоритмов 233
4.4.3. Программирование циклических алгоритмов 245
4.4.4. Работа с массивами 260
4.4.5. Подпрограммы 280
4.4.6.