ЧАСТЬ 1
Учебник предназначен для продолжения изучения курса "Информатика и ИКТ" в 9 классе общеобразовательной школы. Содержание учебника соответствует Государственному образовательному стандарту основного общего образования по информатике и ИКТ. Выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения.
За счёт формирования у учащихся алгоритмического, логического и системного мышления, умений и навыков использования информационных технологий создаются условия для достижения ими метапредметных образовательных результатов, обеспечивается подготовка к сдаче экзамена за курс основной школы в формате ГИА. Предполагается широкое использование ресурсов федеральных образовательных порталов, в том числе Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
ЧАСТЬ 1
Введение 3
Глава 1. Математические основы информатики 5
§1.1. Системы счисления 5
1.1.1. Общие сведения о системах счисления 5
1.1.2. Двоичная система счисления 8
1.1.3. Восьмеричная система счисления 9
1.1.4. Шестнадцатеричная система счисления 10
1.1.5. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q 10
1.1.6. Двоичная арифметика 12
1.1.7. «Компьютерные» системы счисления 13
§ 1.2. Представление информации в компьютере 17
1.2.1. Представление целых чисел 17
1.2.2. Представление вещественных чисел 19
§ 1.3. Элементы алгебры логики 22
1.3.1. Высказывание 22
1.3.2. Логические операции 24
1.3.3. Построение таблиц истинности для логических выражений 29
1.3.4. Свойства логических операций 30
1.3.5. Решение логических задач 32
1.3.6. Логические элементы 34
Тестовые задания для самоконтроля 42
Глава 2. Моделирование и формализация 47
§ 2.1. Моделирование как метод познания 47
2.1.1. Модели и моделирование 47
2.1.2. Этапы построения информационной модели 50
2.1.3. Классификация информационных моделей 51
§ 2.2. Знаковые модели 54
2.2.1. Словесные модели 54
2.2.2. Математические модели 55
2.2.3. Компьютерные математические модели 57
§ 2.3. Графические информационные модели 61
2.3.1. Многообразие графических информационных моделей 61
2.3.2. Графы 63
2.3.4. Использование графов при решении задач 64
§ 2.4. Табличные информационные модели 69
2.4.1. Представление данных в табличной форме 69
2.4.2. Использование таблиц при решении задач 72
§ 2.5. База данных как модель предметной области 79
2.5.1. Информационные системы и базы данных 79
2.5.2. Реляционные базы данных 81
§ 2.6. Система управления базами данных 84
2.6.1. Что такое СУБД 84
2.6.2. Интерфейс СУБД 85
2.6.3. Создание базы данных 86
2.6.4. Запросы на выборку данных 88
Тестовые задания для самоконтроля 93
Глава 3. Основы алгоритмизации 100
§ 3.1. Алгоритмы и исполнители 100
3.1.1. Понятие алгоритма 100
3.1.2. Исполнитель алгоритма 102
3.1.3. Свойства алгоритма 105
3.1.4. Возможность автоматизации деятельности человека 107
§ 3.2. Способы записи алгоритмов 110
3.2.1. Словесные способы записи алгоритма 110
3.2.2. Блок-схемы 11