Это новый тип учебного пособия, углубляющего знания старшеклассников и способствующего овладению навыками аналитической работы. В учебнике сочетаются систематизация знаний о событиях и процессах новейшей истории, элементы сравнительного анализа, проблемный подход. Значительное место занимает материал для самостоятельных занятий — исторические документы, статистические данные, иллюстрации. Книга является составной частью учебно-методического комплекта для 11-го класса (наряду с рабочей тетрадью, тематическим планированием и методическим пособием для учителя).
Оглавление
Предисловие 3
ГЛАВА 1
Новейшее время в истории 5
Изменения на карте мира (5). Общество в движении (6). Проблемы периодизации новейшей истории (8).
ГЛАВА 2
На пороге новейшей эпохи 11
Государства и народы (11). Научно-технический прогресс. Индустриализация (12). Империализм (14). Проблемы модернизации (16).
ГЛАВА 3
Страны Европы и США в начале XX в.: достижения и проблемы индустриального развития 20
Поступь индустриализации (20). Люди в движении (22). Социальные движения (23). Консерваторы, либералы, радикалы в начале XX века (26). Социальные реформы (28). Национальные вопросы (30).
ГЛАВА 4
«Пробуждение Азии». Мексиканская революция 1910—1917 гг 36
Подъем освободительных движений. Альтернативы трансформации (36). Страны Ближнего Востока (38). Синьхайская революция 1911 — 1913 гг. в Китае (39). Проблемы трансформации в Индии (40). Мексиканская революция 1910 — 1917 гг. (41).
ГЛАВА 5
Первая мировая война: на фронтах и в тылу 46
На пути к войне (46). Начало войны (48). Западный и Восточный фронт (49). Война и общество. «Гражданский мир» (52). Жизнь в тылу (53). Кризис назрел (54). На завершающем этапе (1917—1918 гг.) (55).
ГЛАВА 6
К новому миру 59
Образование новых государств (59). Революционные события 1918 — начала 1920-х годов (60). Версальско-Вашингтонская система (65).
ГЛАВА 7
Демократии Запада в 1918—1939 гг.: ответы на вызовы времени 71
Этапы межвоенной истории (71). Лейбористы в Великобритании: путь к власти (72). «Новый курс» Ф. Рузвельта (74). Франция: выбор между демократией и авторитаризмом (76).
ГЛАВА 8
Утверждение тоталитаризма 82
Возникновение фашизма и нацизма (82). Приход к власти (83). Тоталитарные режимы (85). Установление авторитарных режимов в Европе (87). Испания в 1930-е годы: между демократией и авторитаризмом (88).
ГЛАВА 9
Борьба за освобождение и обновление в странах Азии 93
Успехи модернизации в Турции (93). Новый путь Монголии (94). Китай: от революции к освободительной войне (95). Освободительное движение в Индии. М. К. Ганди (96).
ГЛАВА 10
Культура в меняющемся мире 101
В начале эпохи (101). Новые времена (103). Культура в «массовом обществе» (107). Тоталитаризм и культура (111).
ГЛАВА 11
Международные отношения в 1920—1930-е годы: мир между войнами 115
«Эра пацифизма» (115). Начало агрессии (117). 1939-й год (120).
ГЛАВА 12
На фронтах Второй мировой войны (1939—1945) 126
Начало (126). Покорение Европы (128). 19