2 Часть
Учебник И.Н. Сухих дает целостное культурно-историческое представление об основных этапах развития русской литературы XX в., ее главных проблемах, направлениях, именах. Главы о писателях строятся как драматические очерки, эссе. Разборы конкретных произведений отражают многообразие их проблематики и поэтики. Вопросы и задания различной степени сложности предполагают разные способы работы и серьезно расширяют культурный контекст. Для учащихся 11 классов, изучающих предмет на базовом уровне.
ЧАСТЬ 1
Двадцатый век: от России до России 3
Календарь и история: короткий XX век 3
Россия: последние годы императорской власти 4
Мировая война: крушение империи 8
1917-й: клячу истории загоним 12
СССР: наступления и отступления советской власти 15
Великая Отечественная война: горькое величие Победы 22
Оттепель: точка поворота 26
Застой: потерянные десятилетия? 29
1991-й: новая Россия 30
История и литература: «добро!» поэта 31
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК: ЛИКИ МОДЕРНИЗМА (1890 —1910-е)
Имя и оценки: ренессанс или упадок? 36
Эволюция: декаданс — модернизм — авангард 40
Символизм: окно в Вечность 46
Акмеизм: от символа к вещи 58
Футуризм: от символа к слову 67
Новый реализм: архаисты и новаторы 77
Итоги: направление и произведение 83
Александр Александрович Блок (1880—1921) 91
Филолог: ректорский флигель и шахматовский дом 91
Поэт: Прекрасная Дама и лиловые миры 96
Мыслитель: крушение гуманизма
и веселое имя Пушкин 101
Художественный мир лирики Блока 110
Лирический герой: лицо и маски 110
Путь: трилогия вочеловечения 111
Книга первая: мгновения слишком яркого света 113
Книга вторая: пузыри земли и город-призрак 117
Книга третья: всесущее — увековечить 122
«Двенадцать» (1918) 128
Мир: белое, черное, красное 128
Жанр: частушкаи «киношка» 131
Двенадцать: разбойники или апостолы? 134
Петька с Катькою: жестокий романс и трагедия 135
Исус Христос: за и против 138
Иван Алексеевич Бунин (1870 —1953) 145
До: праведник среди грешников 145
Революция: окаянные дни 150
После: летописец русской Атлантиды 152
Художественный мир Бунина 157
Реализм: социальное и вселенское 157
«Листопад» и «Одиночество»: поэзия как проза 161
«Антоновские яблоки»: проза как поэзия 165
«Господин из Сан-Франциско»: сатира и притча 168
«Темные аллеи»: грамматика любви 172
Максим Горький (1868—1936) 183
Нижегородский «босяк»: путь к вершинам 183
Петроградский еретик: борьба за гуманизм 192
Московский пленник: максимально горькая эпоха 197
Герои: босяки как философы 204
Мир: ночлежка и пещера Платона 207
Жанр: социальная или философская драма? 210
Смысл: правда или сострадание! 213
Судьба: спор героя и автора 219
СОВЕТСКИЙ ВЕК: ДВЕ РУССКИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ИЛИ ОДНА? (1920—1930-е)
Литература и революция: поэты и вожди 228
Литература в СССР: пролетарские писатели, попутчики
иничевоки 231
Поэзия и проза: образы эпохи 243
Литература в эмиграции: в изгнании или в послании? 248
Социалистический реализм: миф или реальность? 253
Литература и власть: м