Учебник создан на основе оригинальной авторской программы под редакцией А.Г. Кутузова для 10-11 классов средних учебных заведений гуманитарного профиля на основе государственного стандарта. Методический аппарат учебника ориентирован на формирование литературно-художественных умений и развитие творческих способностей учащихся.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРОВ 3
ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМАТИКА, ПЕРИОДИЗАЦИЯ, ТЕРМИНОЛОГИЯ 6
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
Кризис? 13
Творческий практикум 23
ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 24
Митрополит Анастасий.
Беседы с собственным сердцем. В сокращении 25
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РУССКОЙ ПРОЗЫ 33
Художественный мир Антона Павловича Чехова 40
«Спрессованные романы» 40
Семинар. От «маленького человека» к мелюзге: эволюция темы 41
«Весь смысл и вся драма человека внутри, а не во внешних проявлениях» 43
«Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни» 44
«Никаких сюжетов не нужно... Нужны новые формы...» 46
Дом с мезонином 50
Творческий практикум 52
Художественный мир Ивана Алексеевича Бунина 56
«Лишь слову жизнь дана» 56
Человек, природа и история 58
Антоновские яблоки 61
«Дворянских гнезд заветные аллеи» 61
«Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне» 63
«В силу чего русской душе так мило, так отрадно запустение, глушь, распад?» 64
Семинар. Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» глазами читателей разных эпох 65
Легкое дыхание 67
Смысл названия 67
О композиции рассказа 70
«Отказались от нас наши древние заступники» 70
Художественный мир Александра Ивановича Куприна 72
«Стихийный талант» 72
Олеся 74
«Лесная симфония» 74
Гранатовый браслет 77
«Вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни» 77
«Любовь сильнее смерти... и страха смерти» 78
«Оттуда и вся соль моей повести» 81
«Человек рожден для великой радости» 83
Семинар. Три рассказа на одну тему («Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет») 83
Художественный мир Леонида Николаевича Андреева 84
Писатель-экспрессионист 84
Иуда Искариот 85
Тема рассказа 85
Иуда и Христос в системе образов рассказа 86
Смысл предательства Иуды 87
Своеобразие авторской позиции в рассказе 88
Для самостоятельного чтения 90
Творческий практикум 90
Советы библиотеки 95
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РУССКОЙ ДРАМАТУРГИИ 96
На подступах к драме XX века 96
Антон Павлович Чехов 101
Путь драматурга 101
Эпический театр Чехова 102
Три сестры 106
«Пьеса, сложная, как роман» 106
Развитие сюжета 107
Смысл названия пьесы 108
Тема несбывшихся надежд 109
Вишневый сад 111
Центральный образ-символ 111
Жанр пьесы 114
«Странный» жанр — странные герои 115
Семинар. Герои пьесы: кто они? 117
Максим Горький. На дне 120
Наваждение или событие? 120
«Солнце всходит...» 122
Неожиданный поворот разговора 123
Семинар. Правда, ложь, вера и человек в спорах героев и размышлениях автора 124
«Что лучше: истина или сострадание?» 124
Для самостоятельного чтения 126
Творческий практикум 126
Советы библиотеки 128
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР РУССК