Учебник предназначен для учащихся 11-х классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и обеспечивает его выполнение на общеобразовательном (базовом) и профильном гуманитарном уровнях, является продолжением непрерывного курса русского языка и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100». Направлен на развитие как предметных умений, так и универсальных учебных действий, прежде всего коммуникативных и познавательных, и подготовку к ЕГЭ.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Чему можно научиться по этому учебнику 5
Структура и содержание учебника по уровням 6
Занятие 1 (О). Как работать по учебнику 7
Раздел I
Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
Чему можно научиться, занимаясь по данному разделу 8
Занятие 2 (О). Выявление уровня готовности к изучению раздела .... 9
§ 1. Совершенствование устной и письменной речи 13
Занятие 3 (О). Понятие о совершенствовании (редактировании) текста 13
Занятие 4 (О). Единицы редактирования 18
Занятия 5_6 (П). Речевой практикум № 1. Причины коммуникативных неудач в устной речи 22
Занятие 7 (О). Речевой практикум № 2. Как избежать коммуникативных неудач на устном экзамене 28
§ 2. Языковые ошибки 34
Занятие 8 (П). Возникновение языковых ошибок 34
Занятие 9 (О). Грамматические ошибки 39
§ 3. Текстовые ошибки 47
Занятие 10 (О). Ошибки в содержании текста 47
Занятие 11 (О). Речевые ошибки и недочёты 51
§ 4. Стилистические ошибки 5 7
Занятие 12 (О). Типы стилистических ошибок 57
Занятие 13 (П). Авторская стилистика текста 61
Занятия 14—15 (П). Речевой практикум № 3. Композиционные и речевые ошибки в текстах разных типов и стилей 64
Занятия 16-17 (П). Речевой практикум № 4. Стилистический анализ текста 68
Занятия 18—19 (О). Речевой практикум № 5. Редактирование чужого текста 71
Занятия 20-21 (П). Речевой практикум № 6. Как избежать коммуникативных неудач в письменной речи 74
Занятие 22 (О). Итоговый тест по разделу 1 78
Раздел II Пунктуационное оформление предложения и текста
Чему можно научиться, занимаясь по данному разделу 82
Занятие 23 (О). Выявление уровня готовности к изучению раздела 83
§ 5. Принципы русской пунктуации 86
Занятия 24-25 (П). Принципы русской пунктуации 86
Занятия 26-27 (П). Речевой практикум № 7. Подготовка, написание и защита реферата 92
§ 6. Основные пунктуационные нормы 102
Занятия 28-29(0). Пунктуационный практикум № 1. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым 102
Занятие 30 (О). Пунктуационный практикум № 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами 108
Занятие 31 (О). Пунктуационный практикум № 3. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений 115
Занятие 32 (О). Пунктуационный практикум № 4. Обособление обстоятельств 120
Занятие 33 (О). Пунктуационный практикум № 5. Знаки препинания при вводных и вставных конструкция.... 125
Занятие 34 (П). Пунктуационный практикум № 6. Знаки препинания при вводных и вставных конструкция... 133
Занятие 35 (О). Пунктуационный практикум № 7. Пунктуация в предложениях с союзом (или с союзным словом) как 137
Занятие 36 (П). Пунктуационный практикум № 8. Пунктуация в предложениях с союзом (или с союзным словом) как 141
Занятие 37 (О). Пунктуационный практикум № 9. Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях 144
Занятие 38 (О). Пунктуационный практикум № 10. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях 149
Занятие 39 (П). Пунктуационный практикум №11. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях ... 156
Занятие № 40 (О). Пунктуационный практикум №12. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.. 160
Занятие 41 (П). Пунктуационный практикум № 13. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях ..165
Занятие 42 (О). Речевой практикум № 8. Готовимся к письменному экзамену в тестовой форме 168
Занятие 43 (О). Итоговый тест по пунктуации 173
Занятия 44-45 (П). Речевой практикум № 9. Комплексный анализ текста 176
Занятия 46 (П). Речевой практикум №10.
Вариативная расстановка знаков препинания 179
§ 7. Пунктуация связного текста 181
Занятие 47 (П). Рубрикация внутри текста 181
Занятия 48-49 (О). Речевой практикум №11. Учебно-научное общение в устной и письменной форме. Подготовка доклада или сообщения 187
Занятия 50-51 (О). Итоговая проверочная работа по разделу II 194
Раздел III Стилистика простого и сложного предложения (П)
Чему можно научиться, занимаясь по данному разделу 197
Занятие 52 (П). Выявление уровня готовности к изучению раздела 198
§ 8. Стилистика простого двусоставного предложения 201
Занятие 53 (П). Синонимия форм сказуемого. Особенности употребления 201
Занятие 54 (П). Согласование сказуемого с подлежащим 205
Занятия 55-56 (П). Прямой и обратный порядок слов в простом предложении 209
Занятие 57 (П). Стилистические возможности однородных членов предложения 218
Занятия 58-59 (П). Речевой практикум №12. Комплексный анализ текста 225
§ 9. Стилистические возможности односоставных и неполных предложений 227
Занятия 60-61 (П). Стилистика односоставных и неполных предложений 227
Занятия 62-63 (П). Речевой практикум № 13. Комплексный анализ текста 233
§ 10. Синонимия простых и сложных предложений 235
Занятия 64-65 (П). Смысловые и стилистические различия придаточного определительного предложения и обособленного причастного оборота 235
Занятия 66-67 (П). Смысловые и стилистические различия деепричастных оборотов и обстоятельственных придаточных предложений 240
Занятия 68-69 (П). Речевой практикум № 14. Комплексный анализ текста 246
§ 11. Синонимия сложных предложений 248
Занятия 70-71 (П). Синонимия сложносочинённых и сложноподчинённых предложений 248
Занятия 72-73 (П). Синонимия союзных и бессоюзных предложений 253
Занятия 74-75 (П). Итоговая проверочная работа по разделу III. Комплексный анализ текста 258
ПРИЛОЖЕНИЯ. Проверьте себя 260