Книга является неотъемлемой частью учебного комплекса по русскому языку для 5-9 классов, хорошо зарекомендовавшего себя в школе и известного учителям и учащимся. В ней содержатся задачи и упражнения как для усвоения нового, так и для закрепления уже изученного по русскому языку, представлены интересные дидактические материалы, в которых отражены разнообразные приёмы работы с ними. В приложении даны ответы к наиболее трудным заданиям, что создаёт условия для самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении самостоятельной работы в классе и дома.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Об учебнике «Русский язык. Практикам 3
Роль языка в жизни общества 6
ВВОДНЫЙ КУРС
ОРФОГРАФИЯ 10
Орфограмма 10
Правописание безударных гласных в корне слова 12
Правописание безударных гласных в приставках 14
Правописание гласных и, а, у после шипящих 16
Правописание глухих и звонких согласных 17
Правописание непроизносимых согласных 18
Правописание удвоенных согласных в корнеслова 18
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ 20
Самостоятельные части речи 22
Имя существительное 22
Имя прилагательное 28
Глагол 30
Наречие 40
Местоимение 43
Служебные части речи 47
Предлог 47
Союз 48
Частица 50
Повторим изученное в разделе «Морфология и орфография» 52
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 55
Понятие о синтаксисе и пунктуации 56
Предложение 60
Виды предложений по цели высказывания 62
Невосклицательные и восклицательные предложения 65
Члены предложения 68
Главные члены предложения 70
Второстепенные члены предложения 76
Словосочетание 83
Предложения с однородными членами 87
Предложения с обращениями 93
Предложения с вводными словами 96
Сложное предложение 100
Предложения с прямой речью. Диалог 105
Повторим изученное в разделе «Синтаксис и пунктуация» 111
ОСНОВНОЙ КУРС
Понятие о литературном языке 116
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. ОРФОЭПИЯ 118
Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит 118
Гласные и согласные звуки 120
Слог. Правила переноса слов 122
Ударение 123
Орфография 125
Орфограмма 125
Гласные буквы после шипящих 129
Гласные буквы и — ы после ц 132
Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме 133
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью ъ 138
Значения букв я, ю, еу ё. Разделительные ь и ъ 139
Повторим изученное в разделе «Фонетика. Графика.
Орфография. Орфоэпия» 143
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ .... 145
Понятие о морфемике 145
Основа слова и окончание 147
Корень слова 151
Приставки. Суффиксы 154
Чередование звуков в корнеслова 157
Порядок морфемного разбора 163
Правописание корней с чередованием гласных а — о 164
Правописание корней с чередованием гласных е — и 171
Правописание согласных и гласных в приставках 175
Правописание приставок, оканчивающихся на J (с) 179
Буква ы после приставок» оканчивающихся на согласный 181
Правописание приставок при- и пре- 183
Словообразование 189
Повторим изученное в разделе «Морфемика и словообразование. Орфография* 192
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ 195
Словарное богатство русского языка 195
Лексическое значение слова 197
Однозначные и многозначные слова 200
Прямое и переносное значения слова 205
Омонимы 207
Синонимы 208
Антонимы 213
Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении 216
Историзмы, архаизмы и неологизмы 218
Происхождение лексики русского языка 221
Фразеологизмы 224
Повторим изученное в разделе «Лексикология и фразеология 228
ПОВТОРЕНИЕ
Систематизация и обобщение изученного по орфографии, пунктуации и культуре речи 232
ПРИЛОЖЕНИЕ 249
Пишите правильно 249
Произносите правильно 251
Толковый словарик 252
Указатель орфограмм и пунктограмм, изучаемых в 5 классе - - 258
Ответы к задачам и упражнениям 260