Учебник входит в состав УМК по русскому языку для 9-го класса общеобразовательной школы (под редакцией С. И. Львовой) и обеспечивает интенсивное развитие речевых, интеллектуальных, творческих способностей школьников, овладение общеучебными умениями. Учебник формирует навыки самостоятельной деятельности, расширяет культурологический кругозор учащихся. Задания различной степени сложности обеспечивают поэтапную подготовку всех учащихся к экзаменам по предмету в 9-м и 11-м классах. Содержание учебника полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Справочные материалы (приложение к учебнику) публикуются отдельным изданием в виде второй части и являются обязательными в работе с учебником.
ЧАСТЬ 1. Учебник (2012, 6-е изд.)
§ 1. Русский литературный язык 4
§ 2. Культура речи 7
Повторение изученного в 5—8-м классах 16
§ 3. Фонетика, словообразование, лексика 19
§ 4. Грамматика: морфология и синтаксис 25
§ 5. Правописание: орфография и пунктуация 36
ТЕКСТОВЕДЕНИЕ 55
§ 6. Текст и его признаки 56
§ 7. Рассуждение как тип речи 66
§ 8. Рецензия как речевой жанр 71
§ 9. Публичная речь 77
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 82
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 82
СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 86
§ 10. Понятие о сложносочинённом предложении 86
§ 11. Виды сложносочинённых предложений 98
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 105
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОДНОЙ ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ.... 105
§ 12. Понятие о сложноподчинённом предложении 105
§ 13. Виды сложноподчинённых предложений 116
§ 14. Сложноподчинённые предложения с придаточным определительным 127
§ 15. Сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным 139
§ 16. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными 149
1. Сложноподчинённые предложения с придаточным места 149
2. Сложноподчинённые предложения с придаточным времени 153
3. Сложноподчинённые предложения с придаточным сравнения 157
4. Сложноподчинённые предложения с придаточным образа действия, меры и степени 167
5. Сложноподчинённые предложения с придаточным цели 172
6. Сложноподчинённые предложения с придаточным условия 176
7. Сложноподчинённые предложения с придаточными причины и следствия 181
8. Сложноподчинённые предложения с придаточным уступительным 191
§ 17. Сложноподчинённые предложения с придаточным присоединительным 195
§ 18. Сложноподчинённые предложения с придаточными разных видов (повторение изученного) 200
СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ 209
§ 19. Понятие о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными 209
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 224
§ 20. Понятие о бессоюзном сложном предложении 224
§ 21. Виды бессоюзных сложных предложений 228
§ 22. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях 241
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ 251
§ 23. Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи 251
§ 24. Культура речи. Правильное употребление в речи сложных предложений 268
СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ 271
§ 25. Способы передачи чужой речи 271
§ 26. Знаки препинания в предложениях с прямой речью 278
§ 27. Цитаты и способы цитирования 283
Повторение изученного в 5—9-м классах 290
§ 28. Фонетика, словообразование, лексика 290
§ 29. Грамматика: морфология и синтаксис 293
§ 30. Культура речи 297
§ 31. Правописание: орфография и пунктуация 302
Приложение
Схема 1. Основные виды морфологических норм русского языка 320
Схема 2. Основные виды синтаксических норм русского языка 321
Схема 3. Основные выразительные языковые средства 322
Схема 4. Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения 323
Схема 5. Основные модели сложноподчинённых предложений с придаточными 324
Схема 6. Знаки препинания в предложениях с синтаксическими конструкциями с союзом как 326
Схема 7. Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными 327
Схема 8. Знаки препинания в предложениях с союзом и 328
Схема 9. Знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения 329
Схема 10. Знаки препинания в предложениях с прямой речью 330
Схема 11. Знаки препинания в предложениях с цитатами 331
Теоретические вопросы для обобщающего повторения курса русского языка 332